Участие руководителя Компании Негоциант в заседании Комитета по таможенному регулированию Общероссийской общественной организации Деловая Россия.

14 января в Москве прошло заседание Комитета по таможенному регулированию Общероссийской общественной организации Деловая Россия с участием экспертов и представителей региональных отделений. В рамках программы заседания с вступительным словом обратился Председатель Комитета Виталий Юрьевич Сурвило. К намеченной встрече руководства Деловой России с руководителем ФТС России В.И. Булавиным необходимо было обсудить с экспертами и услышать позицию членов Деловой России по концептуальному видению бизнес сообществом ключевых параметров, определяющих образ таможенной службы в будущем.

Некоторые предложения ранее рассматривались участниками встречи, и были включены в общее обсуждение на Комитете.
Прежде всего — это дальнейшее совершенствование  технологической базы таможенного администрирования, при использовании новейших практик сбора и обработки информации, выработки решений, контроля за их выполнением, включая технологию распределённого реестра[1].

Переход к полному безбумажному документообороту, разовость представления документов по технологии «Единого окна» и обеспечение межведомственного взаимодействия через него. Предложено наметить важный этап в развитии фискальных функций таможенной службы —  гармонизация сроков уплаты косвенных налогов, в т.ч. НДС, с общепринятыми нормами. Очень существенным изменением в таможенном регулировании может стать изменение положений административного законодательства с целью инвентаризация статей КоАП в том, что касается нечёткости существующих диспозиций и неадекватности предусмотренных санкций, прежде всего, в случае отсутствия факта ущерба интересам государства и третьих лиц.

Бизнес сообщество подтверждает свою готовность активного участия в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих таможенное администрирование, не только на этапе оценки регулирующего воздействия (ОРВ) актов, а непосредственно в процессе их составления. Предложено совершенствование механизма «линии горячей связи» между объединениями предпринимателей и таможенными органами.

От Нижегородского регионального отделения Деловая Россия выступил Александр Капранов, руководитель ООО «Компания Негоциант», который, поддержав весь пул предложений от Деловой России,  дополнил их следующим:

  1. В совершенствование таможенного контроля предложено включить:

— Перенос всей полноты таможенного контроля на этап после выпуска товаров, имея в перспективе переход к уведомительному порядку декларирования ввозимых товаров.

— Внедрение новых форм финансовых гарантий для обеспечения текущего порядка таможенного контроля и для обеспечения перехода к уведомительному порядку таможенного декларирования.

— Реализация единой информационной технологии при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС в связке: предварительное информирование — финансовая гарантия — предварительное декларирование — выпуск.

— Создание прозрачной системы принятия решения при таможенном контроле: распределение властных полномочий должностных лиц таможенных органов и публикация таких полномочий в информационных источниках таможенного органа.

— Алгоритмизация таможенных операций, включая классификацию товаров для целей таможенного регулирования.

— Видоизменение системы управления рисками «от индикаторов таможенной стоимости» к риску «неуплаты таможенных платежей после принятия товара на баланс предприятия».

— Внедрение новых технологий таможенного контроля после публичного обсуждения проекта документа с получением заключения об ОРВ на сайте http://orv.gov.ru/.

  1. В совершенствование механизмов взаимодействия таможенных органов с деловым сообществом предложено:

— Создание единой межведомственной информационно — справочной системы запретов и ограничений при ввозе-вывозе товаров в Российскую Федерацию и ЕАЭС.

— Изменение информационных технологий путём включения в таможенные операции, проводимые таможенным представителем, декларанта. Особенно важно уведомление и согласие декларанта с риском несоблюдения запретов и ограничений при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

— Совместное участие бизнеса и власти в развитии внешнеэкономической деятельности. Изменение к подходу нормотворчества: включение экспертов – представителей бизнеса в правовые эксперименты, пилотные проекты, обязательное обсуждение существующей технологии и предлагаемых изменений, установление переходных периодов ввода новых технологий.

  1. Для поддержки отечественного производства предложено:

— Мероприятия по защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции: защита отечественных производителей от иностранного демпинга, контрафакта и фальсификации. Таможенные органы должны анализировать статистику и предлагать реализацию мер по отраслям и предприятиям.

— Изменение критериев оценки деятельности таможенных органов: основным критерием оценки необходимо установить не пополнение доходной части, исходя из потенциально возможных сборов, а изменение климата внешнеэкономической деятельности, следуя программе повышения конкурентоспособности отечественного производства.

— Ориентирование аналитической деятельности таможенных органов на выявление необходимых изменений таможенных процедур для отечественных промышленных предприятий. Предложено сделать такую аналитику одним из разделов статистической отчётности таможенных органов для обеспечения целевой поддержки экспортно- ориентированных производственных предприятий.

 

Экспертами и членами Комиссии активно обсуждались сорок пунктов предложений, поступивших в Комиссию от других региональных отделений и членов организации Деловая Россия.

Среди них наиболее острую дискуссию вызвали  предложения по информационному взаимодействию с таможенными службами иностранных государств, изменению подхода таможенников к участникам ВЭД – не как к потенциальным нарушителям, а как к добросовестным участникам международных торговых операций,  категорирование участников ВЭД и комплаенс-контроль, а также отработки технологий временного хранения в аэропортах и морских (речных) портах.

Виталий Юрьевич Сурвило подытожил обсуждение тем, что результаты сегодняшнего обсуждения будут изложены в качестве предложений по существенному технологическому развитию таможенного регулирования в Российской Федерации.

 

 

[1] Распределённые реестры – это база данных, которая распределена между несколькими сетевыми узлами или вычислительными устройствами. Каждый узел получает данные из других узлов и хранит полную копию реестра. Обновления узлов происходят независимо друг от друга. Особенность распределённого реестра — отсутствие единого центра управления. Распределённые реестры представляют новую парадигму сбора и передачи информации,  они способны в корне изменить способы взаимодействия между физическими лицами, предприятиями и государственными органами.