Телефон:
8 (951) 904-06-95

Российских автоперевозчиков ждёт «чёрный» декабрь?

На сайте Logistic.ru опубликован интересный аналитический материал о новостях таможенного транзита. Предлагаем познакомиться с полной версией без купюр.

 

Российскому рынку и транспортным компаниям в последнее время есть о чем серьезно беспокоиться: Федеральная таможенная служба фактически отказалась от участия в Международной конвенции TIR (МДП) и прекратила свое сотрудничество с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), срок соглашения с которой заканчивается 1 декабря 2013 года. Автоперевозчикам остается только ждать: или обещанного ФТС улучшения системы автоперевозок, или возникновения на таможенной границе транспортно-таможенного коллапса.

Как поссорилась ФТС с АСМАП

С 1975 года работает система TIR, от которой сейчас полностью отказывается Федеральная таможенная служба России. 40 лет, на основе Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов 1975 года, эта система обеспечивала российским международным перевозчикам условия перевозки грузов с книжками МДП. Это обеспечение гарантировало уплату таможенных платежей, позволяло перевозить грузы в опечатанных контейнерах, избегать проверок на таможенной границе, а в случае потери грузов в пути пошлины выплачивались из общего фонда в размере до 60 тысяч евро. Все это было еще в то время, когда в стране был лишь единственный перевозчик — транспортная организация «Совтрансавто».

Книжки МДП перевозчикам с 2004 года продавала АСМАП — Ассоциация международных автомобильных перевозчиков — как таможенный представитель на основе договора с ФТС. Срок этого договора истекает совсем скоро — 1 декабря 2013 года.

Конфликт между Федеральной таможенной службой России и организацией АСМАП начался еще летом этого года. Оправдывая свои решения тем, что АСМАП якобы задолжала сумму по выплате пошлин в размере 20 млрд. рублей, 4 июля 2013 года ФТС выпустила письмо с заявлением, что в дальнейшем (с 14 августа) она будет принимать книжки МДП только с дополнительными национальными гарантиями, и поручителями вместо АСМАП будут другие структуры. Это, по сути, стало началом конца — АСМАП еще тогда заявила, что никаких долгов в таком размере у нее перед таможней нет, и что ФТС таким образом просто отказывается от применения МДП — оформления перевозок по Конвенции Международных дорожных перевозок по соглашению ЕЭК ООН, которая объединяет 68 государств.
Комментируя свои действия, ФТС заявила, что она недовольна работой АСМАП и организацию следует заменить более надежным гарантом уплаты пошлин. На это АСМАП ответила, что ФТС явно заинтересована в других поручителях и таким образом пытается заменить существующую и годами отлаженную систему на новую сложную процедуру с платными услугами другой структуры.
«Образование задолженности (более 90 %), о которой ведет речь ФТС России, относится к 1994-2003 гг. — говорится на сайте АСМАП. — На эти годы пришелся пик нарушений процедуры МДП и, соответственно, претензий таможенных органов по уплате таможенных платежей. Тогда в целях урегулирования кризиса Конвенции МДП ГТК России было заключено соглашение с Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) и АСМАП относительно претензий таможенных органов по недоставкам товаров по книжкам МДП».
Было принято решение о том, что «ГТК России не будет применять никакие систематические меры, ограничивающие применение процедуры МДП на территории Российской Федерации и не будет предъявлять претензии к гарантийной цепи МДП относительно книжек МДП, являющихся предметом настоящего Соглашения».
Кроме того, «ГТК России незамедлительно и окончательно отзовет свои иски к национальной гарантийной ассоциации АСМАП и МСАТ и не будет требовать выплат со стороны АСМАП по книжкам МДП, являющимся предметом настоящего Соглашения».

В итоге, вопрос с претензиями ГТК России к гарантийной цепи Конвенции МДП, до 2003 года включительно, был урегулирован.
Позже, в 2004 году со стороны организованной группы лиц с участием должностных лиц таможенного органа было совершено более 600 нарушений по перевозкам с использованием книжек МДП. Однако, «по всем этим случаям судебные органы приняли решения в пользу АСМАП и признали выставленные ФТС России к АСМАП требования об уплате таможенных платежей необоснованными».
Таким образом, начиная с 2004 года и до недавних событий ситуация с применением Конвенции МДП была достаточно стабильна, и гарантийная система действовала в установленном порядке.
«С учетом изложенного, информация ФТС России о наличии задолженности АСМАП перед ФТС России не соответствует действительности, — читаем далее на сайте АСМАП. — Мнение АСМАП относительно действий ФТС России остается неизменным: принятое решение противоречит положениям Конвенции МДП и не основано на объективной информации».

Стоит заметить тот факт, что когда Администрация МДП, признав действия ФТС нарушающими международный договор, призвала ее отменить их, таможенная служба не только не отменила, но и начала вводить новую систему в федеральных округах.
Кроме того, когда 14 октября Высший Арбитражный суд РФ признал вводимые ФТС ограничения незаконными, ФТС, сначала отменив их, отправила затем в таможенные органы новый документ с аналогичными условиями.

Вся эта история могла бы и не вызвать заметное волнение среди международных перевозчиков, если бы не ее столь ясно видимый результат — появление длительных транспортных задержек на таможенных границах с Россией со всеми «вытекающими» из этого последствиями.
Новые «меры по обеспечению соблюдения таможенного транзита, касающиеся товаров, которые ввозятся на территорию Таможенного союза», вступили в силу 28 октября 2013 года. В настоящее время ограничения уже действуют в 5 округах России. И хотя у большинства перевозчиков, оказавшихся совершенно неподготовленными к подобным нововведениям, еще есть выбор альтернативного передвижения по территории страны, в некоторых районах, к примеру, на границе с Украиной, уже успели возникнуть заторы из десятков фур. Остается только надеяться, что подобные транспортные пробки не перерастут с 1 декабря в одну масштабных размеров пробку на границе по всей стране.

Выход из конвенции МДП — опрометчивый шаг или спланированная акция?

Итак, с 1 декабря 2013 года ФТС полностью прекращает сотрудничество с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков и, соответственно, отказывается от использования книжек МДП. Перевозчики должны будут теперь предоставлять другие виды обеспечения таможенного транзита. К ним будут относиться таможенное сопровождение, предоставление обеспечения оплаты пошлин денежными средствами, банковской гарантией, поручительством третьих лиц или залогом имущества, а также налоги и установление маршрута перевозки. Как уже стало известно, к работе в качестве поручителей привлечены ФГУП «РОСТЭК», ООО «Страховая компания Арсеналъ», ООО «Адал», ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисные платежные системы».

Тем не менее, на данный момент совершенно не подготовленные к изменениям правил транзитных перевозок водители фур уже успели постоять на российско-украинской границе. К примеру, 31 октября перед МАПП Новошахтинск Ростовской таможни своего проезда в РФ ждали 204 грузовых автомобиля, а на МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни — 157 грузовиков. Трассы заполнились целым «интернационалом» многотоннажных машин, среди которых были не только украинские грузовики, но и молдавские, турецкие и из стран Таможенного союза. Причем основной затор создали машины, которые на момент введения новых требований уже находились в пути и по прибытию «встали» на границе из-за неспособности предоставить обеспечение оформления транзита. Те же перевозчики, которые уже были обо всем проинформированы, вынуждены были остаться ожидать своей очереди за первыми «пострадавшими».

Ситуацией обеспокоены и литовские перевозчики. Так, Президент Литовской национальной ассоциации перевозчиков Linava Альгимантас Кондрусявичюс уверен, что «те предприятия, которые рекламируют, что помогут приобрести гарантии, поручительства, дай Бог, чтобы удовлетворили 50% потока, который идет в Россию. Точно будет хаос, потери доходов».

Эксперты, принявшие участие в круглом столе по проблеме международных перевозок, организованном компанией РБК 29 октября, пришли к выводу, что решение ФТС с 1 декабря может привести к транспортному коллапсу и отрасль международных автомобильных перевозок окажется парализованной.

Генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АС-МАП) Андрей Курушин также поддержал это мнение, сказав, что на автомобильный транспорт сегодня приходится 25% торгового оборота, и поэтому ситуация, сложившаяся вокруг системы международных дорожных перевозок (МДП), вполне может привести к серьезным потерям во внешней торговле для России, что отразится и на конечном потребителе.

Возникает вопрос: так ли нужны были столь масштабные нововведения, если они способствуют появлению столь же масштабных проблем?

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Виталий Ефимов сказал так: «Перевозчики зарабатывают для страны примерно 3,5 миллиарда долларов и обеспечивают 150 тысяч рабочих мест. Сразу можно подсчитывать, в чем мы начнем терять: в экспортном потенциале, в рабочих местах и в доходах государства, а значит, бюджете».

16 октября 2013 года автоперевозчики всей страны организовали в Санкт-Петербурге Чрезвычайное Собрание, на котором написали письмо-обращение к Президенту РФ с просьбой вмешаться в ситуацию. Среди подписавшихся из 1438 человек были руководители российских предприятий, за которыми находится 150 тысяч рабочих, и, как заметил гендиректор АСМАП, представительство малого и среднего бизнеса, о «котором сегодня так заботятся» и «который должен всю Россию кормить».

«Мы расцениваем эти действия как заранее спланированную акцию против российских автоперевозчиков и АСМАП, — говорится в письме. — Взамен процедуры МДП нам предлагают воспользоваться новой, сложной и затратной процедурой с использованием платных услуг аффилированных с ФТС России структур. (…) В текущем году исполнилось 50 лет начала осуществления международных автомобильных перевозок в нашей стране. Конечно, не хотелось бы, чтобы этот год стал началом развала важнейшей для России отрасли».
На стороне АСМАП находится и Торгово-промышленная палата РФ. Вице-президент ТПП Александр Рыбаков заявил: «Мы выступаем на стороне АСМАП, поскольку хорошо знаем сложившуюся ситуацию, когда, по сути, разрываются международные соглашения. Мы ощущаем по сигналам от бизнеса, что это приведет к удорожанию автомобильных перевозок».
Как уже стало известно, АСМАП выиграл спор у ФТС. Следовательно, большого денежного долга как причины для выхода России из конвенции TIR быть не должно. Тогда что же является причиной: «отделение» от Европы, стремление околотаможенных структур получить выгоду в виде платы перевозчиков за предоставленные услуги, повышение грузооборота морских портов или, может быть, усложнение процесса оплаты гарантии для европейских перевозчиков?

«Если данные изменения законодательства действительно вступят в силу, то фрахт за каждую машину увеличится на сумму от 30 до 60 тысяч рублей (расценки на услуги РОСТЭКа на границах России по оформлению договоров поручительства зависят от суммы таможенных платежей, вида товара и расстояния перевозки), — рассказали Logistic.ru эксперты компании «ТБН Логистик». — Время оформления на пограничных таможнях резко возрастет, соответственно упадет их пропускная способность. Таким образом, клиент понесет финансовые потери, связанные с оформлением договоров поручительства, оплатой простоев транспорта, убытков от нарушения сроков доставки груза. Данные затраты, естественно, лягут на стоимость товара, что приведет к общему росту цен в стране. Зато бюджет получит большую прибыль. Очевидно, все это затеяно с целью покрыть какие-то бюджетные растраты. Поэтому никакие аргументы АСМАП и международных организаций не встречают понимания у руководства страны».

Эксперимент ФТС: «опыты над международными автоперевозчиками» — на благо самих перевозчиков

ФТС официально заявила АСМАП, что продлевать соглашение с ней она не собирается, а значит, в ближайшее время нужно найти другого гаранта уплаты платежей по схеме, которую предполагает конвенция от 1975 года. Ситуация могла бы быть не столь сложна, если бы все это не пришлось на конец года — декабрь является самым оживленным месяцем для международных перевозок.

Задача, стоящая сейчас перед таможенниками, — ликвидировать образовавшиеся пробки перед пунктами пропуска и добиться скорейшего оформления таможенной процедуры таможенного транзита, а также решить стоящий ребром вопрос об официальном таможенном представителе.

Перед многими участниками ВЭД уже стоит задача выбора таможенного представителя. Как объяснили Logistic.ru специалисты компании «ТБН Логистик», в условиях нынешней ситуации надежный таможенный брокер должен уметь осуществлять следующие действия: «сроки ответа на первоначальный запрос клиента; оперативный и грамотный анализ документов, необходимых для таможенного оформления; умение обрабатывать грузы, состоящие из множества товарных позиций, а также сложной для оформления номенклатуры; предоставление клиенту полной информации о процессе оформления; профессиональное декларирование любых групп товаров; полное юридическое сопровождение клиентов, в том числе и в случае пост-контроля; ну и, естественно, кратчайшие сроки выпуска товаров в свободное обращение».

Тем временем, с 1 ноября 2013 года, ФТС России запустила в таможенных органах РФ эксперимент. Он заключается в упрощенном перемещении товаров автомобильным транспортом по таможенной процедуре таможенного транзита, и, как обещают в Таможенной службе, должен привести к сокращению сроков совершения всех таможенных операций по перемещению товаров, бесперебойности работы всех автомобильных пунктов пропуска (МАПП) и повышению их пропускной способности.

Теперь российские перевозчики, которые будут допущены к участию в эксперименте, должны будут получить возможность перевозить товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита без применения обеспечения при условии, что таможенным органом назначения будет являться российский таможенный орган.

Чтобы получить «место» в этом эксперименте, транспортные компании должны иметь устойчивое положение на рынке транспортных услуг (не менее 50 международных авто-мобильных перевозок в течение года), собственный парк оборудованных автотранспортных средств (не менее 5), и опыт перевозок товаров в соответствии с таможенной про-цедурой таможенного транзита не менее 1 года.

Кроме того, у компании-участника не должно быть в наличии фактов нарушения та-моженных правил и неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей. Если же у перевозчика вдруг выявится задолженность по уплате пошлин, налогов, возбуждение дела об административном правонарушении, то из числа компаний-участников этого эксперимента его могут исключить.

Всего в эксперименте, который продлится три месяца, смогут участвовать более 500 российских транспортных компаний, которые в основном задействованы в перевозках товаров по таможенной процедуре таможенного транзита между российскими таможенными органами.

Таким образом, теперь остается только наблюдать за тем, что будет происходить в результате всех вступивших в силу изменений. Однозначного мнения на этот счет пока нет, поскольку «экспериментирование» ФТС только началось.

Так, специалисты транспортной компании STS Logistics, которые уже успели столкнуться с проблемой заторов своих машин на границе с Сибирью и югом Украины, считают, что делать какие-либо окончательные выводы еще рано.

«Ситуация пока не ясна, все участники рынка сейчас адаптируются к ней, — рассказали они Logistic.ru. — Надо подождать недели две-три, чтобы понять, как она отразится на всех участниках». В то же время, по их мнению, «РОСТЭК не готов в полной мере справиться с возникшей ситуацией».

Что касается мнения АСМАП, то эксперты организации практически уверены, что стопроцентного улучшения ситуации в сфере международных автоперевозок эти изменения не принесут. Эта же проблема обсуждалась специалистами АСМАП в конце октября этого года на организованном РБК круглом столе «Международные перевозки: чем обернется таможенный коллапс для рынка».

«Во-первых, эксперимент распространяется только на российских перевозчиков, а наша доля на российском рынке МАП — 40%, — рассказали журналисту Logistic.ru эксперты АСМАП. — Во-вторых, далеко не все российские перевозчики способны отвечать требуемым ФТС для участия в эксперименте условиям. И в-третьих, дорога к пунктам пропуска у нас одна на всех, поэтому, прежде чем добраться до АПП, надо будет все равно отстоять общую очередь до него с перевозчиками, не участвующими в эксперименте».

Logistic.ru поинтересовался у АСМАП, какое решение стало бы разумным в этих условиях. «Прекратить опыты над международными автоперевозчиками, — ответили на это специалисты организации. — И, если ФТС не устраивает соглашение с нами, надо цивилизованно сесть за стол переговоров и обсудить его новые условия, удовлетворяющие требованиям таможенной службы, как это сделали мы. Но какой-либо ответной реакции на наши предложения до сих пор нет».

ФТС, в свою очередь, уверена в своей правоте в отношении введений новых правил и отказа от старых: она продолжает утверждать наличие задолженности АСМАП перед таможенными органами, а также то, что именно это не дало сторонам достигнуть договоренности.

На вопрос Logistic.ru, может ли оказаться так, что введенные изменения к декабрю не оправдают ожиданий и ситуация усугубится, в пресс-службе ФТС ответили: «По товаропотоку уже сейчас началась горячая пора. И на самом деле было бы хуже, если бы в настоящее время на таможенной границе было бездействие, и тогда мы не увидели бы результатов нашего эксперимента. Заторы на той же российско-украинской границе возникли потому, что кто-то успел перестроиться, а кто-то — нет, что и привело к задержкам. Но эта ситуация разрешилась в течение нескольких дней, и со стороны Украины никаких претензий к нам не было. А то, что вокруг новых правил возникло столько шума — в этом лишь заслуга средств массовой информации».
«Мы постепенно подготавливаем всех к отмене книжек МДП и надеемся, что к 1 декабря все перевозчики уже будут готовы к новой системе, — заверили в таможенной службе. — Сейчас мы включаем транспортные компании в список участников эксперимента, который, возможно, будет состоять даже более чем из 500 наименований. Список таможенных представителей, с которыми мы заключили договора (в него входят РОСТЭК, ООО «Страховая компания Арсеналъ», ООО «Адал», ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисные платежные системы») возможно, тоже расширится к началу следующего месяца. А сколько выбирать таможенных поручителей — одного или больше — это уже на усмотрение каждого участника ВЭД».
«Мы совсем недавно начали этот эксперимент и уверены, что он упростит ситуацию, — добавили к своему ответу на вопрос редакции специалисты ФТС. — Мы хотим, чтобы все знали — он вводится не лично для нас, а именно для перевозчиков и для упрощения перемещения их товаров. Им же нужно, чтобы их товар доставлялся автотранспортом вовремя, без проблем и с наименьшими затратами. Поэтому ФТС и проводит сейчас этот эксперимент, а кроме того, стремится устраивать всевозможные рабочие встречи с участниками ВЭД. Каждый из этих участников может обратиться и к нам, и в любой территориальный орган за каким-либо разъяснением или помощью. ФТС открыта к диалогу всегда».

Ольга Светлишина