Учет и способы снижения издержек

«О методике учёта и путях снижения непроизводительных издержек участников внешнеэкономической деятельности, возникающих в ходе совершения таможенных операций».

Общественный  комитет по содействию внешнеэкономической деятельности при Торгово-промышленной палате Нижегородской области подготовил и представил материал на Общественно-консультативном совете Приволжского таможенного управления.

«О методике учёта и путях снижения непроизводительных издержек участников внешнеэкономической деятельности, возникающих в ходе совершения таможенных операций».

Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей промышленности в экономике. По объему отгружаемой  предприятиями обрабатывающих отраслей произведенной продукции область занимает 6 место в России, а среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ — 1 место. Промышленность области представлена почти 600-ми крупными и средними предприятиями.

Одним из главных барьеров на пути устойчивого развития являются устаревшая и крайне изношенная производственно — технологическая база промышленности. Анализ состояния основных фондов промышленности области показывает высокую степень их морального и физического износа. Износ основных фондов в целом по промышленности составляет около 50 процентов, поэтому с каждым годом становится всё труднее выполнять требования рынка к постоянному повышению качества продукции. Большое оаение вызывает 2011 год – уже январь и февраль показал, что цена на электричество в 2011 году поднялась на 21-23%, страховые взносы для крупных и средних предприятий поднялись на 30%, для малых — в 2,5 раза.

Поскольку основу промышленности Нижегородской области составляют виды экономической деятельности с высокой степенью переработки, жизненно необходимо создать такие условия, при которых приток капитала в организации этих видов деятельности был бы выгоден владельцам этого капитала. Одной из важнейших задач органов государственной власти Нижегородской области является стимулирование роста объёмов инвестиций промышленным предприятиям машиностроения, металлообработки и предприятиям, реализующим крупные инвестиционные и инновационные проекты.

Сегодня всё большее число предприятий вовлекается в сферу внешней торговли и на их пути возникает множество проблем.

К сожалению, эти проблемы возникают не на пустом месте и зачастую, являются следствием плохого знания законодательства регулирующего ВЭД, слабой проработки факторов и обстоятельств, способных повлиять на реализацию внешнеторговых контрактов.

Руководством области оказывается постоянная поддержка инициатив промышленности и предпринимательства по созданию условий развития и помощи в становлении новых производственных комплексов, новых предприятий среднего и малого бизнеса.

Как известно, принятие рациональных инвестиционных решений основывается на использовании различного рода количественных и качественных показателей (критериев) оценки целесообразности реализации тех или иных проектов. Существующие методы и модели анализа инвестиционного проекта рассматривают риски и неопределённости, потенциалы регионов,  влияние инфляции, доходность проекта и т.д.

Для крупных промышленных предприятий  актуальны проблемы связанные с неэффективной работой таможенных представителей, увеличением времени таможенной очистки, объёмы и сроки необоснованно отвлечённых средств предприятий при применении мер обеспечения.

Предприятия малого и среднего бизнеса в своей работе на внешнем рынке сталкиваются с недобросовестными партнёрами за рубежом, и для них также актуальны вопросы выбора таможенного представителя, партнёра в транспортном и складском сопровождении международных сделок.

Торгово-Промышленная палата Нижегородской области в силу своих задач ежедневно участвует в анализе деятельности государственных органов и участников внешнеторговой деятельности. Приведём наше видение методов учёта и путей снижения непроизводительных издержек участников внешнеэкономической деятельности, возникающих в ходе совершения таможенных операций.

О плановых расходах и незапланированных издержках.

1.    Плановые расходы.

1.1.    Расходы участников ВТД при поставках товаров из-за рубежа.

Расходы участников ВТД рассчитываются покупателем (продавцом) до принятия решения о ввозе (вывозе) товаров, исходя из нужд и условий покупки (продажи) и транспортировки.

К расходам российского покупателя при ввозе иностранных товаров можно отнести:

— стоимость покупки товара, включая все банковские расходы и комиссии, а также операции на территории продавца для подготовки к вывозу проданного товара (экспортная упаковка, маркировка, погрузка, таможенная очистка в стране продавца, включая экспортные разрешения, иногда страховку и транспортировку до определённого в контракте места);

— стоимость погрузки, закрепления товара в грузовом отсеке транспортного средства, составления и согласования схем размещения и крепления товара на транспорте;

— стоимость разрешений, необходимых для ввоза товара и выпуска их на территории страны покупателя; (1,5 — 5% стоимости товара)

— стоимость перевозки товара, включая стоимость грузовых операций и операций по хранению в местах «перевалки» товара и документального оформления таких операций; (2,5-50% стоимости товара)

— на таможенную очистку товара в стране покупателя, включая таможенные платежи, стоимость разрешительных документов от государственных контролирующих органов; (от 20% до 40% на таможенную очистку и от 2% до 4% на разрешительные документы)

— стоимость услуг таможенного представителя (брокера) или заработная плата таможенного специалиста организации-покупателя и стоимость программного обеспечения рабочего места такого специалиста;

— стоимость временного хранения в расчёте на время, необходимое для возможной 100% выгрузки, погрузки и взвешивания товаров при фактическом таможенном контроле; (0,1 — 2% стоимости товара)

— стоимость довозки до места получения товаров покупателем;

— административные расходы покупателя в связи с зарубежной поставкой, в том числе стоимость профессиональной подготовки соответствующих специалистов.

К расходам российского продавца при вывозе товаров таможенного союза можно отнести:

— стоимость предпродажной подготовки товара, включая консолидацию партии товаров, экспортную упаковку, маркировку, погрузку, иногда страховку и транспортировку до определённого в контракте места, например морского порта;

— таможенную очистку, включая как таможенные платежи, так и стоимость разрешительных документов от государственных контролирующих органов, в связи с вывозом товаров, а также банковские расходы и комиссии;

— стоимость услуг таможенного представителя (брокера) или заработная плата таможенного специалиста организации-продавца и стоимость программного обеспечения рабочего места такого специалиста;

— стоимость довозки товара до места фактического таможенного контроля;

— стоимость размещения товара и транспорта на временное хранение с учётом затрат, необходимых для возможной 100% выгрузки, погрузки и взвешивания товаров при фактическом таможенном контроле;

— восстановление экспортной упаковки и маркировки товаров после фактического таможенного контроля;

— стоимость перевозки и страховки, в связи с перевозкой товара до покупателя;

— стоимость работ на подтверждение фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза;

— стоимость работ по выполнению мероприятий валютного контроля;

— административные расходы продавца в связи с зарубежной поставкой, в том числе стоимость профессиональной подготовки соответствующих специалистов.

По данным организаций-членов Общественного Комитета по содействию ВЭД при ТПП НО плановые расходы на ввоз иностранных товаров добавляют к стоимости товаров примерно от 45% до 100% их стоимости за рубежом, а на вывоз товаров таможенного союза организации рассчитывают расходовать от 3% до 20% стоимости товаров.

1.2.    Планирование расходов.

После первоначальных расчётов, конкретные величины согласуются с финансовыми подразделениями участника ВТД, и, являясь экономическим обоснованием для заключения сделок, включаются в план расходов на определённый период деятельности организации (полугодие, год или долгосрочный период), определяя стратегию развития предприятия.

Можно сказать, что стратегия предприятия, есть директива «как делать правильное дело», а чтобы «делать дело правильно» руководством планируются оперативные расходы.

Из данных по оперативным расходам на внешнеторговую деятельность выделяются значимостью и размерами бюджетные платежи и платежи коммерческим организациям в связи с проведением таможенных операций:

уплата таможенных пошлин, налогов и сборов, а также плата посредникам в таможенном деле (СВХ, представитель, может быть поручитель или гарантирующий банк).

Доля таких расходов, как правило, планируется в пределах 20-40% стоимости товаров.

 

2.    Незапланированные издержки.

В результате прохождения товарами всех этапов таможенной очистки, включая таможенный контроль и контроль иных государственных органов, участники ВТД, «делая дело правильно», практически всегда (!) несут незапланированные издержки. Выделим следующие существенные издержки:

2.1.    Транспортные издержки, связанные с прохождением границ.

При ввозе товаров на таможенную территорию ТС перевозчик вступает во взаимодействие с администрацией пункта пропуска и с посредниками, которые предоставляют перевозчику возможность пройти таможенный и другие виды пограничного контроля. На каждом этапе перевозчик подпадает под требования технологии каждой контролирующей службы, технологии администрации пункта пропуска и посредника в таможенном деле, и в результате прохождения погранконтроля несёт плановые расходы и незапланированные издержки. Именно издержки перевозчик дополнительно выставляет владельцу товаров (участнику ВТД). Примерные незапланированные издержки при ввозе товаров различными видами транспорта могут составлять, по данным тех же организаций, от 1% до 50% тарифа за перевозку.

2.2.    Издержки на закрытие процедуры транзита.

Товар на транспортном средстве может доставляться до внутреннего таможенного органа по таможенной процедуре транзита. Срок  оформления завершения процедуры может быть превышен ввиду нарушения технологии работы администрации склада и таможенников. Это создаёт дополнительные издержки. Так простой, связанный с запретом администрацией въезда на СВХ (например, из-за отсутствия снегоуборочной техники на СВХ «ПАТО» в начале года) может доходить до 3-х дней, т.е. незапланировано грузополучатель может понести издержки до 30% тарифа перевозки (тариф автоперевозки — 3000 ЕВРО, а простой 300 ЕВРО/день).

2.3.    Складские издержки.

Хранение товаров и транспортных средств с товаром на СВХ может повлечь неоправданные издержки, связанные с нарушением технологий и со злоупотреблениями, в том числе и владельца склада. Например, размещение товаров на складе делается так, чтобы максимально увеличить стоимость хранения. Расчёт владельцем склада производится исходя из занимаемого товаром объёма склада, т.е максимальная длина занятой площади хранения умножается на максимальную её ширину и умножается на максимальную высоту. При условии, что на СВХ доступ ограничен, а документы о размещении товаров не отражают расчётных величин, участник ВТД только при получении товара со склада узнаёт расчётную стоимость услуг по хранению. При несогласии в оплате товар не выдаётся со склада. После оплаты и выдачи товара возможно только судебное разбирательство по незапланированным издержкам за услуги СВХ. При поставке товаров в контейнере, вместимостью 80 куб.м., груз на СВХ, например, по документам ООО «Терминал» занимает в 1,5 раза больший объём. Соответственно плата за услуги СВХ выставляется и оплачивается участником ВТД исходя из интересов владельца склада.

Таможенники при фактическом контроле могут потребовать разобрать товары по артикулам, что требует занятия дополнительных складских площадей, значительно возрастает время хранения, а, следовательно, растёт стоимость складских услуг.

Это только некоторые примеры незапланированных складских издержек, анализ их размеров ещё ждёт своего часа.

2.4.    Издержки, связанные с деятельностью таможенных представителей.

Таможенный представитель склонен «в угоду плана по увеличению объёма оформленных деклараций» жертвовать защитой интересов участника ВТД. Это влечёт неоправданные издержки участника ВТД. Участник вынужден самостоятельно урегулировать спорные ситуации по таможенным вопросам, а посредник лишь «печатает» декларацию и «носит в таможню» документы. Очевидно, что специальные знания в области таможенного дела сотрудников таможенного представителя и сотрудников участника ВТД существенно отличаются. Вопросы, обжалуемые участниками ВТД в судах и вышестоящих таможенных органах, должны быть урегулированы ещё в процессе таможенного декларирования или даже до него, надо только вменить такое в обязанность таможенных представителей.

При разрешении спорных ситуаций незапланированные издержки виде отвлечения денежных средств на оплату услуг адвокатов и экспертов, а также возможные судебные издержки могут составлять суммы, сопоставимые с плановыми расходами на таможенную очистку.

2.5.    Издержки, связанные с фактическим контролем.

Таможенный досмотр, осмотр или наблюдение выбираются должностным лицом, контролирующим ДТ, на основании Системы Управления Рисками. Но технология СУР используется таможенниками ограниченно – профили рисков не корректируется после их отработки, как это предусмотрено технологией СУР (приказ ФТС России от 11.01.2008 № 11). Требования должностных лиц таможни, проводящих и документационный и фактический контроль, зачастую приводят к задержкам выпуска и неоправданным издержкам участников ВТД.

Экономический эффект от бюджетных поступлений по результатам фактического контроля редко превосходит затраты участника ВТД на проведение этих операций.

Если форма применяемых мер не соответствует экономической логике или не укрепляет щита экономической безопасности, применение их должно строго ограничиваться соответствующими инструкциями.

Другой пример издержек – при вывозе товаров, когда фактический контроль проводится на территориях, удобных таможенным органам – на СВХ, а не на площадях экспортёра. Законодательство позволяет создавать временные Зоны Таможенного Контроля решением начальника таможенного поста. Вся логика нового таможенного законодательства направлена на сокращение времени на экспортные таможенные операции. Предприятиям при загрузке товаров на своём складе не сложно обозначить временную ЗТК в соответствии с решением начальника ТП и создать условия для проведения фактического таможенного контроля. Но данная практика не применяется нижегородскими таможенниками. И добросовестные экспортёры, неся значительные издержки, как указывалось выше, планируют:

— стоимость довозки товара до места фактического таможенного контроля,

— стоимость размещения товара и транспорта на временное хранение с учётом затрат, необходимых для возможной 100% выгрузки, погрузки и взвешивания товаров при фактическом таможенном контроле,

— восстановление экспортной упаковки и маркировки товаров после фактического таможенного контроля.

Показателен пример «русской рулетки» в отношении экспорта вагона с запчастями ТЗК ГАЗ…(рассматривался на предыдущем О-КС ПТУ)

2.6.    Издержки по обеспечению уплаты таможенных платежей.

Требования таможенных органов предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей, как правило, безальтернативно, хотя законодательство позволяет дифференцированно подходить к участникам ВТД, предоставляя им право пользования и распоряжения товарами без дополнительного обременения (см. п. 4 ст.137 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010). Примером могут служить такие факты:

— требование внесения сумм обеспечения для таможенного транзита товара, доставляемого из порта, по которому уже принято решение об окончании проверки и снятии платежей по предварительной декларации.

— или многократные повторы внесения сумм обеспечения по схожим поставкам одного и того же участника ВТД. Длительное время таможенниками может не приниматься никаких решений в пользу безупречного участника ВТД, а все действия должностных лиц таможни направлены т

олько на истребование всё новых финансовых гарантий от организации-импортёра государству.

Издержки по этим фактам иногда значительно превосходят плановые расходы импортёра

2.7.    Обеспечение квалификационных требований к специалисту по таможенным операциям или к уполномоченному на совершение таможенных операций сотруднику участника ВТД.

Специалисты в области таможенных операций получают платное специальное образование. Повышение их профессиональной подготовки – обязательное условие для работы в сфере таможенного дела. Издержки на профессиональную подготовку ложатся на участника ВТД.

Есть ли альтернатива платному повышению профессионального уровня специалистов? Что таможенные органы могут предложить для качественной работы участников ВЭД?

Профессионализм и государственное мышление нижегородских таможенников должны создать долгосрочные условия комфортной работы специалистов по таможенным операциям наших предприятий и организаций.

3.    Предложения по сокращению издержек участников ВТД при проведении таможенных операций.

3.1.    Участие таможенных органов в согласовании и контроле технологических схем работы посредников в сфере таможенного дела.

Таможенные органы, прежде всего, настоятельно рекомендуют посредникам в сфере таможенного дела письменно закреплять свои технологии услуг, и, может быть, сертифицировать их в Системе управления качеством.

Согласуют технологические схемы работы посредников в соответствии с технологиями таможенных операций, разрабатываемыми таможенным ведомством, распространяя требования Системы управления качеством на эти технологии.

3.2.     Сокращение непрофильных для таможенных органов функций.

Таможенный контроль товаров должен быть ориентирован в большей степени, чем теперь, на контроль после выпуска товаров. С выпускающего инспектора тем самым будут сняты непрофильные функции по контролю, например, технического регулирования, по валютному контролю, по контролю объектов интеллектуальной собственности и т.п.

Распоряжением Приволжского таможенного управления предусмотреть передачу ответственности за выпуск товаров на сотрудников, осуществляющих ведомственный контроль. Для таможенных инспекторов постов и отделов оформления установить предел компетентности принимаемых решений – форматно-логический контроль ДТ, описи к ней и ДТС (при ввозе). Все остальные действия по контролю перенести на контроль после выпуска товаров силами профильных отделов и таможенной инспекции.

3.3.     Методическое регулирование требований к таможенному контролю.

Целесообразно самим таможенникам и участникам ВТД оценивать экономический эффект:

— при проведении 100% документального контроля,

— после назначения фактического контроля, применения дополнительных проверочных мероприятий после выпуска ввозимых на таможенную территорию товаров по сравнению с контролем до выпуска.

Эффективность таможенного контроля вывозимых с таможенной территории товаров должна быть экономически обоснованной.

Для этого необходима единая методика, разработка которой, как нам ярко представляется, началась на этом консультативном совете.

3.4.    Развитие информационных таможенных технологий.

Совместно с участниками ВТД анализируют применяемые информационные технологии и тестируют новые технологии. Например, работа операторов СВХ с таможенными органами и участниками ВТД по информационным (безбумажным) технологиям учёта товаров в ЗТК и СВХ.

Должно иметь место широкое информирование об этих мероприятиях.

Организациям, принимающим участие в тестировании и применении новых технологий необходимо уделять повышенное внимание и создавать наиболее комфортные условия таможенного контроля.

Это позволит использовать инновационные наработки специалистов нижегородских предприятий и организаций и качественно улучшит работу таможенных органов.

4.    Сокращение расходов при осуществлении внешнеторговой деятельности – создание условий притока капитала.

4.1.     Информативность – обнародование результатов аналитической деятельности по сокращению расходов при проведении таможенных операций может создать желаемый положительный эффект от сокращения времени таможенного контроля и увеличить его результативность.

4.2.     Профессионализм – на фоне доступности информации о нововведениях в таможенном администрировании, необходимо планомерное создание (взращивание) профессионального сообщества участников ВЭД, использующих передовые информационные технологии, прозрачных для контролирующих органов, таким образом,  соответствующих критериям Рамочных стандартов безопасности.

4.3.     Результативность – механизм реагирования на возникающие существенные расходы участников ВЭД должен задействовать и руководителей таможенных органов и представителей общественных объединений. От их согласованного участия в разрешении спорных ситуаций зависит результативность предлагаемых мер по ускорению товарооборота через таможенную границу и сокращению издержек при совершении таможенных операций.

(Постоянный мониторинг под контролем общественных объединений издержек участников ВТД при проведении таможенных операций. В соответствии со ст. 53 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 разработать и применить механизм реализации общественного контроля на уровне таможен и регионального управления.)

4.4.     Значимость – поддержка общественными объединениями обращений в таможенные органы участников ВЭД должна рассматриваться таможенными органами как сигнал значимости поднимаемых вопросов. Общественные объединения сопровождают свои обращения экспертными мнениями и оценками. Тем самым создаётся механизм реагирования понятный участникам ВЭД и эффективный для таможенных органов.

Выполним намеченное в ближайшее время – и придут инвестиции на качественное обновление нижегородских предприятий, и буду созданы дополнительные рабочие места, и вырастет благосостояние жителей нашего региона.

член общественного комитета по содействию ВЭД при ТПП НО А.Капранов