Об издержках ВЭД

Об издержках участников ВЭД связанных с временным  хранением  и  документационным подтверждением требований таможенных органов, при перемещении через таможенную границу товаров, подлежащих подтверждению соответствия.

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчику или владельцу товара необходимо соблюсти запреты и ограничения, установленные законодательством Таможенного союза и национальным законодательством России. К таким запретам и ограничениям, состоящим из около 40 перечней товаров, относятся и товары, требующие подтверждения безопасности.

Об издержках участников ВЭД связанных с временным  хранением  и  документационным подтверждением требований таможенных органов, при перемещении через таможенную границу товаров, подлежащих подтверждению соответствия.

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчику или владельцу товара необходимо соблюсти запреты и ограничения, установленные законодательством Таможенного союза и национальным законодательством России. К таким запретам и ограничениям, состоящим из около 40 перечней товаров, относятся и товары, требующие подтверждения безопасности. Подтвердить безопасность можно сертификатом соответствия или декларацией о соответствии, которые выдаются аккредитованными органами сертификации.

Для всех заинтересованных лиц, в рамках развития информационных таможенных технологий, таможенная служба на официальном сайте размещает общедоступную информацию. Это даёт возможность изменить принятые ранее схемы проведения таможенных операций. Теперь самостоятельно и таможенникам и участникам внешнеторговой деятельности можно определить, например, необходимость обязательной сертификации.

Мы можем, работая по-старинке, получить из органа сертификации ответ о том, что возимый товар не подпадает под требования об обязательном подтверждении соответствия и не подлежит ни сертификации, ни декларированию на соответствие требованиям технических регламентов. Можем в соответствии с новыми технологиями самостоятельно определить необязательность сертификации. Вот тогда начнутся настоящие мытарства, за которые ещё ветхозаветные люди так невзлюбили сборщиков податей.

Декларант, как законопослушный хозяйствующий субъект, подаёт в таможенный орган сведения в виде декларации на товар, где однозначно указывает, что ввезённый товар не подпадает под требования об обязательной оценке соответствия.
Таможенные органы, не смотря на это, всё равно требуют подтверждения того, что ввезённые товары не сертифицируются, от любого аккредитованного органа сертификации в виде письменного уведомления в адрес заявителя.

Законное, подчеркнём – з а к о н н о е требование таможни должно быть строго регламентировано, поэтому в требованиях таможенного органа о предоставлении подобных пояснительных писем, мы ожидаем ссылки на статьи Таможенного кодекса Таможенного союза или на статьи Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Должностным лицам таможни должно быть известно, что в «Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза» (Приложение № 4 к Решению Комиссии таможенного союза № 319 от 18.06.2010) до 08.12.2010 существовал пункт 5: «Уполномоченные органы в области технического регулирования Сторон на основании обращения заинтересованного лица выдают письменные разъяснения (заключения) по отнесению продукции (товаров) к подлежащей обязательному подтверждению соответствия на территории государств-членов таможенного союза.»

Этот пункт специально был отменён как осложняющий участникам внешнеторговой деятельности проведение таможенных операций. На сайте ФТС России (www.customs.ru) в разделе  «Информация для участников ВЭД → Безопасность ввозимых товаров» размещены данные по Обязательной оценке (подтверждению) соответствия товаров. Здесь исчерпывающим образом изложены все возможные варианты по включению в перечни ввозимых товаров или не включение в эти перечни. Федеральная таможенная служба, поместив данную подборку на своём официальном сайте, даёт возможность доступа любому заинтересованному лицу к информации, снимая административные барьеры при таможенном контроле.

Сомнения выпускающих инспекторов также может разрешить знание российского законодательства о техническом регулировании и принципов реализации соответствующих соглашений в рамках Единого экономического пространства. Одним из условий этих международных и российских норм является контроль исполнения требований безопасности не только во время выпуска товаров в свободное обращение на таможенной территории, но и в процессе использования товаров. Эти положения законодательства позволяют не требовать безусловного подтверждения безопасности товаров до их выпуска.

Запросы дополнительных документов, подтверждающих очевидные сведения, указанные в декларации на товар, влечёт необоснованное продление сроков выпуска товаров, не редко сопровождается отказом в выпуске, ввиду «неисполнения условий выпуска», подачи новой декларации и требование по предоставлению необходимых подтверждающих документов. Владелец склада временного хранения выставляет счета за хранение товаров на складе в размерах, сопоставимых с таможенными платежами при выпуске товаров. И уже становится невозможным соблюдение принципа «недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела» (статья 11 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010г). Оценивая работу такого таможенного  органа по статье 18 этого же закона, можно признать неудовлетворительной такую деятельность, а компетентность и профессионализм таможенников  поставить под сомнение.

При подготовке выступления использовались материалы с сайтов Комиссии таможенного союза (www.tsouz.ru), Росстандарта России (www.gost.ru), ФТС России (www.customs.ru).