Декриминализация контрабанды и др. изменения в УК РФ

В связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и другими изменениями в общественной жизни Российского государства 07.12.2011 г. внесены значительные поправки в УК РФ, которые предполагают декриминализацию товарной контрабанды — то есть незаконного перемещения товаров, не запрещенных к продаже.

Отметим, что в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещённых к обороту, не является преступлением. Такая контрабанда, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, а ответственность за это в полной мере предусмотрена статьёй 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица).

Вместе с тем, одновременно дополнена статья 194 УК РФ новыми частями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой, что, в свою очередь, является своеобразной «компенсацией» полной отмены ст. 188 УК РФ. Данное обстоятельство не может не радовать, поскольку ранее эти две статьи «конкурировали» друг с другом и следственно-судебная практика, пытаясь найти «золотую середину», зачастую допускали вольное толкование норм права, влекущие значительные нарушения и тем самым ущемление прав граждан.

Однако подобное мнение не является единственным. Значительный процент комментариев по данному вопросу носит крайне пессимистичный характер. Так, отмечают прогноз на значительное увеличение на Российском рынке китайского «ширпотреба», с вступлением в действие поправок способного полностью парализовать отечественного производителя и импортеров более качественной продукции. Кроме того, правоохранительные органы бьют тревогу, предупреждая о невозможности, в будущем, пресекать деятельность товарных контрабандистов по длящимся преступлениям, поскольку срок давности по ответственности за такие правонарушения будет определяться по правилам КоАП (1 год).

Окончательную точку в данном вопросе может поставить только время. Надеемся в дальнейшем мы сможем прокомментировать вам значительные изменения к лучшему в сфере внешнеторгового бизнеса, и тогда с полной уверенностью можно будет говорить о гуманизации и либерализации уголовного законодательства, целью которого и являются данные изменения.